Санкт-Петербургские ведомости,
19 марта 2012 г.
Суда и суды
542 просмотра
После нашумевшей катастрофы круизного лайнера Costa Concordia у берегов Италии прошло три месяца. Увы, от подобной катастрофы не застрахован никто. Причем в российских условиях - в том числе, и в буквальном смысле этого слова. Эксперты бьют тревогу и сетуют на недостаточную проработанность отечественного страхового законодательства в сфере морского судоходства.
Даже если суда вообще не будут тонуть, то никуда не денутся другие опасности - например, угроза загрязнения окружающей среды в случае утечки топлива. Причем судовладельцев всегда беспокоит в первую очередь материальная сторона вопроса: они и правда могут потерять миллионы евро. Это будут, к примеру, неустойки заказчикам, а также плата за ремонт или работы по утилизации судна.
И вот тут настоящую оторопь у иностранных юристов вызывает российское законодательство и особенности нашего судопроизводства. После аварии тяжба в судах РФ может затянуться на долгие месяцы, а то и годы. А судовладельцы все это время будут не только терпеть убытки из-за простоя, но и выплачивать огромные суммы за содержание судна в иностранном порту.
Дошло до того, что в ряде стран вообще отказываются принимать полисы российских страховых компаний. При этом страховать суда за рубежом российскими законами запрещено.
За примером далеко ходить не нужно. Мурманское рыбоперерабатывающее судно «Серена-Ф» село на мель у берегов Финляндии в 2008 году. По мнению компании-страховщика, авария случилась из-за ошибки экипажа. Правда сами моряки посчитали иначе, и судебных тяжб избежать не удалось. По мере разбирательств клубок противоречий, как водится, только запутывался. Ситуация усложнилась и тем, что судно было куплено в кредит. В итоге со страховщиком судился еще и выдавший кредит банк.
Наконец, компания-владелец предъявила страховщику иск: убытки достигли 5 млн евро, не считая 459 млн рублей на содержание судна во время простоя. Слушания тянутся до сих пор...
К сожалению, такие случаи совсем не редкость. В настоящий момент в разных портах мира находятся десятки российских судов, прошедших аварии разной степени тяжести. По каждому из этих случаев компании-перевозчики вынуждены терпеть многомиллионные убытки. При этом когда точно такие же аварии происходят с иностранными судами (то есть когда к делу подключаются зарубежные страховщики), вопросы решаются буквально в течение нескольких дней.
Эксперты уверены, что, если в ближайшее время не реализовать целый комплекс мер по урегулированию страховых вопросов в сфере морских и речных перевозок, в конечном итоге страна может лишиться остатков своего гражданского флота. Судовладельцы же сетуют на то, что в последние годы страхованием морских судов в РФ стали заниматься компании, которые сами не очень-то хорошо разбираются в морском законодательстве, - прийти в эту сферу их заставил экономический кризис 2008 года.
Не стоит забывать и то, что на всю страну у нас действует только один специализированный морской суд - Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате. Между тем, по мнению управляющего партнера адвокатского бюро «Юринфлот-СПб» Владимира Морковкина, собственный морской суд должен быть в каждом крупном порту: Владивостоке, Мурманске, Новороссийске и, конечно, в Петербурге. Необходимо также существенно доработать законодательство в сфере страхования судов, главным образом для того, чтобы владельцы арестованных судов могли продолжать их эксплуатировать (так и происходит в мировой практике).
По мнению экспертов, еще одна проблема заключается в том, что в страховых договорах недостаточно четко прописывается роль банка, который часто является фактическим владельцем судна. Дело в том, что очень многие бороздящие Мировой океан российские корабли находятся в банковском залоге (до 90% от их общего тоннажа). А значит, в случае крушения компенсацию должен получить вовсе не судовладелец, а банк.
Тем временем в Евросоюзе принята новая редакция закона о морском страховании: в 2012 году вступила в силу директива ЕС № 2009/20, которая ввела единый стандарт страхования судов водоизмещением от 300 тонн. По этому стандарту, называемому P&I (от английского protection and indemnity - «возмещение убытков и защита»), старается работать и ряд российских страховщиков.
Суть P&I - во взаимном страховании, предусматривающем компенсацию судовладельцам в случае разного рода морских ЧП. Так, если ранее хозяева столкнувшихся в канале или проливе судов вынуждены были выплачивать 25% ущерба самостоятельно, то после введения нового стандарта ответственность за ущерб заблаговременно делится между всеми участниками перевозок, включая страховщиков.
Вадим ГУЦКОВ
Вся пресса за 19 марта 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Морское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 июля 2025 г.

|
|
АвтоВзгляд, 24 июля 2025 г.
Законопроект о дополнительных выплатах по ОСАГО рассмотрят осенью

|
|
Агроэксперт, 24 июля 2025 г.
В Новгородской области застрахованы лишь 2 тыс. га посевов — НСА

|
|
Регионы России, 24 июля 2025 г.
Экономика и финансы в Союзе малого и среднего бизнеса

|
|
Авторамблер, 24 июля 2025 г.
Госдума рассмотрит закон о дополнительной выплате по ОСАГО

|
|
СуперОмск, 24 июля 2025 г.
Омский Минсельхоз уже распределил страховые компенсации аграриям на потерю урожая

|
|
РИА Новости, 24 июля 2025 г.
«АльфаСтрахование» пока не зафиксировало обращений из-за конфликта Таиланда с Камбоджей

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 24 июля 2025 г.
Водителям дадут право выбора СТО: ОСАГО могут пересчитать

|
|
Интерфакс-Дальний Восток, 24 июля 2025 г.
Экипаж потерпевшего крушение в Приамурье самолета Ан-24 был застрахован в СК «Согласие» от несчастного случая

|
|
Sputnik Латвия, 24 июля 2025 г.
Абу Мери о здравоохранении для незадекларированных латвийцев: речь только о справедливости

|
|
YakutiaMedia, Якутск, 24 июля 2025 г.
Переписывают правила ОСАГО – водителям накинут при самостоятельном ремонте авто

|
|
Газета.uz, Ташкент, 24 июля 2025 г.
Обязательное автострахование (ОСАГО) в Узбекистане подорожает до 80 млн сумов

|
|
Известия онлайн, 24 июля 2025 г.
В Госдуме рассмотрят допвыплаты по ОСАГО при самостоятельном ремонте

|
|
UzDaily.uz, 24 июля 2025 г.
С 2026 года в Узбекистане удваивается страховая сумма по обязательному автострахованию

|
|
ТурДом, 24 июля 2025 г.
Страховщики не заметили повышенного интереса к страховкам от невылета на фоне массовых задержек рейсов

|
|
Курсив, Ташкент, 24 июля 2025 г.
Страховые выплаты по ОСАГО вырастут вдвое

|
|
Финмаркет, 24 июля 2025 г.
Центробанк проводит мониторинг реализации рекомендаций по страховым продажам на маркетплейсах

|
|
Report.Az, Баку, 24 июля 2025 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос почти на 13%

|
 Остальные материалы за 24 июля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|